Даже сегодня, проходя мимо пустующих зданий, многие поражаются их строгому внешнему виду. Но мало кто помнит, что когда-то это были казармы одного из полков российской армии, а после революции тут в числе прочих частей Красной армии существовали и курсы комсостава артиллерии. Летом 1941 года здесь было очень многолюдно – к городу подступили немцы, но собравшиеся еще знали, что ждет их впереди.
История казарм началась в первое десятилетие XX века. К тому времени в районе будущих казарм уже размещалось несколько военных частей, поэтому когда решено было разместить в Екатеринославе еще в 134-й пехотный Феодосийский полк, требовалось построить казармы.
Это важное дело поручили известному архитектору Скоробогатову. Он использовал типовой проект, уже существовавший на то время, но творчески его переработал. Строительство стартовало в 1905 году. Постепенно вводились в строй здания казарм (побатальонно), лазарета, столовой, канцелярии и зала офицерского собрания.
В 1910 году для осмотра казарм прибыл военный министр, и остался более чем довольным получившимся результатом. К слову сказать, комплекс тогда был еще не закончен. Новая очередь строительства стартовала в 1911 году. К 1912 году работы были в основном закончены.
Император тоже не оставил без внимания новый военный городок. После визита военного министра он прислал в Екатеринослав письмо, в котором выражал искреннюю благодарность городской думе за работы по благоустройству гарнизона. Все дело в том, что строительство оплачивалось из городской казны, в сумме на все ушло более 700 тысяч рублей.
Читайте также: Днепр архитектора Скоробогатова: человек, строивший город в начале XX века
С началом войны подразделения гарнизона отправились на фронт. Но 34-я дивизия продолжала существовать, и штаб ее по-прежнему размещался в Екатеринославе. Когда начались революционные события, из всех частей, находившихся в городе, был создан 8-й корпус армии гетьмана Скоропадского.
Просуществовать ему было суждено недолго. Режим Скоропадского был вскоре низложен, а части были атакованы петлюровскими отрядами. Ввиду не самой высокой надежности большей части гарнизона, офицеры решили отступать на соединение с белогвардейскими войсками. Большая часть офицерского корпуса, естественно, симпатизировала именно белым. После первых боев белогвардейцам удалось отбить атаки петлюровцев, но ситуация складывалась удачнее именно для проукраинских частей.
Точкой сбора как раз и стали Феодосийские казармы. Именно отсюда началось выступление офицерских формирований. Они были вооружены артиллерией, пулеметами, имелись даже броневики. Правда, последние пришлось бросить из-за нехватки горючего. В конечном итоге белогвардейцы смогли прорваться в Крым, отбив все атаки. А казармы на первое время достались петлюровцам.
Впоследствии в ходе боев за город помещения не раз переходили из рук в руки. В конечном счете в Гражданской войне победили большевики. В казармах разместили части Иркутской дивизии, а позднее – артиллерийские курсы.
Читайте также: ДК Ильича в Днепре: от шедевра конструктивизма к заброшенным руинам
Артиллерийские курсы вели ускоренную подготовку офицеров и младших командиров для расположенных поблизости артиллерийских частей. Когда началась война с немцами, решено было преобразовать артиллерийские курсы в артиллерийское училище.
Очевидно, командование намеревалось по ускоренной процедуре подготовить офицеров для формирующихся частей. Чтобы долго не искать кандидатов, начали мобилизацию среди студентов всех днепровских вузов. Отбоя от желающих не было, в первые дни заявление подали более 7 тысяч человек. В итоге из добровольцев набрали отдельный Добровольческий полк, а наиболее отвечавших специализации студентов зачислили в артиллерийское училище в качестве курсантов.
Читайте также: Самые известные подземные ходы Днепра
Набрали тогда около двух тысяч студентов. Из них сформировали колонну и направили на территорию курсов, где наскоро разместили. Правда, занятия с ними начинать не спешили. Во-первых, большая часть техники была уже отправлена в действующую армию. Осталось лишь три орудия калибром 152-мм, образца еще 1909 года.
Формы тоже на всех не хватало, особенно сапог. Поэтому на первое время все ходили в чем было, даже в бой впоследствии курсанты пошли в гражданской обуви. Оружия тоже не хватало.
Уже через три дня начальник академии объявил, что учиться военному делу курсантам предстоит в бою. В полном составе вчерашних студентов отправили на передовую. Из подготовки у них было только то, чему их научили еще в школе – первичные навыки стрельбы и метания гранат. Кое-чему офицеры пытались научить людей уже на месте – окапывание, штыковой бой, и прочие премудрости. Но времени на полноценную подготовку не было.
Вооружение со временем начали подвозить прямо на позиции. Оно было самым разнообразным: винтовки Мосина, самозарядные СВТ, бутылки с горючей смесью и противотанковые гранаты. Но при этом пулеметов у курсантов не было вовсе, как и противопехотных гранат. Штыков к винтовкам тоже почти не было.
Но даже такого оружия все равно не хватало. Тогда какой-то военный начальник распорядился выдать курсантам винтовки «Маузер», которые в свое время захватили на складах польской армии. Винтовки-то привезли, но патронов к ним не доставили. Так что пользы от этого трофейного вооружения оказалось немного. Выход нашли в разоружении отходящих в панике частей, солдаты часто бросали оружие и не желали воевать.
Бои начались примерно через 2,5 недели после занятия позиций на южной окраине города. Первые же столкновения принесли большие потери. Курсанты были очень мотивированы, но при этом не очень хорошо подготовлены. В итоге постоянные оборонительные бои и контратаки привели к тому, что в первые дни погибло более половины вчерашних студентов.
Под конец августа вышел приказ о перебазировании в Томск. Но тут немцы захватили плацдарм в районе Ломовки. Днепропетровских студентов, вместе с присланными туда же курсантами из Полтавы, бросали в атаки с целью сбросить немцев в воду. В этих боях погибли практически все командиры и курсанты, остались в живых не более 150 человек. Им по ускоренной процедуре присвоили офицерские звания и отправили в другие части. После войны удалось найти не более трех десятков человек из того, первого днепропетровского набора. Так и получилось, что Феодосийские казармы стали для них первой и последней в жизни воинской частью.
В годы оккупации немцы размещали здесь разнообразные маршевые части, постоянно тут никто не дислоцировался. После освобождения города казармы тоже долго не имели постоянного хозяина.
Лишь в 1950-е годы тут разместили полк ПВО. Он существовал на этой территории вплоть до 1978 года. Впоследствии помещения передали новообразованному зенитно-ракетному училищу, но использовались они не так интенсивно. Для училища были построены новые здания, именно они и несли основную нагрузку.
А после того, как училище ликвидировали, сюда окончательно пришла разруха. Здания внешне выглядят неплохо, и частично используются. Но ремонт им явно не помешал бы. Очень печально, что такой памятник архитектуры с богатой (хоть и трагичной) историей наш город может со временем потерять.