Большинство жителей привыкло, что Днепр основан в 1776 году и праздновать нужно во вторые выходные сентября. Однако так было не всегда. О других версиях происхождения города на трех холмах – далее в материале Мой.Днепр.
Согласно этой версии, город берет начало с основания византийскими монахами православного монастыря на о. Монастырском в приблизительно IХ веке нашей эры. Эту версию впервые озвучил епископ Феодосий Макаревский в своем знаменитом труде: «Материалы для историко-стагистического описання Екатеринославской епархии». Якобы сюда приплывала княгиня Ольга перед своим крещением в 962 году. Однако никаких останков крупного монастыря на острове до сих пор обнаружено не было. Да и само существование православного монастыря вблизи кочевнической степи весьма проблематично. Эта версия просто легенда.
Основа города в славянском поселении русичей, обживавших полуостров Игрень и все тот же о. Монастырский в ХІ-ХІІ вв. Поселение действительно существовало, однако считать его за основу современного Днепра трудно. Поселки были разрушены в во время татаро-монгольского нашествия в ХІІІ веке и как минимум триста лет потом в этих краях постоянных поселений не было.
Одна из самых новых версий и при этом имеющее довольно много сторонников. Согласно ей, принято считать началом города с козацкого поселения Старая Самарь, которая находилась близ нынешнего поселка Шевченко Самарского района. Само местечко датируется историками 1524 год. Эту версию почти даже приняли на сессии горсовета в июне 2017 года. Однако вскоре проект был забыт. Однако каждый год теперь на месте поселения проводится фестиваль «Самара-Фест».
Июль 1635 г. – основание польской крепости Кодак, на правом берегу Днепра, возле первого из порогов – Кодацкого. Вокруг укреплений возникла торгово-ремесленная слобода. Но крепость прежде всего, исполняла свою роль – отсюда осуществлялся контроль за «запорожскими вольностями». Да и сама история крепости закончилась в 1709 г.. Ее укрепления были срыты войсками царского полковника Яковлева по приказу Петра1.
Новый Кодак, который играл важную роль в управлении запорожской Кодацкой паланки. Под его юрисдикцию и входили места нашего города. А после ликвидации Сечи в 1775 году, Новый Кодак исполнял функции губернского города (1784-1797гг.) и даже именовался в бумагах Екатеринославом . Более того, в предпринятом в 1784 году описании Екатеринославского наместничества прямо указывалось: «Екатеринославль – вновь учреждаемый город из местечка Новым Кодаком называемого на правом берегу против устья Самары лежащего».
Cвязана с козацкой слободой Половицей, располагавшейся как раз в центре нынешнего Днепра. Появляется Половца где-то во второй половине XVIII в. В 1768 г. сюда перешли часть козаков-зимовчан, а после разгрома Запорожской Сечи переселилась и часть сечевиков.
Екатеринослав готовился быть третьей южной столицей Российской империи, имперским городом со всеми его функциями. Но функции, городу навязываемые, породили такое смешение в умах, что ничего достойного из этого не вышло и, по верному замечанию Д. Яворницкого: «Екатеринослав возвратился в сосуд глиняный или в ту самую первобытную Половицу, на которой был основан»
Официальная дата основания г. Екатеринослава принятая в Российской империи – 9 (20) мая 1787 г., во время путешествия Екатерины ІІ, австрийского императора Иосифа ІІ и других официальных особ на юг.
Центром города императрица выбрала высокое, открытое и никем не заселенное взгорье, удивившее ее прекрасным окрестным видом. Уже первый проект Екатеринослава, выполненный столичным архитектором Клодом Герца, был утвержден в октябре 1786 г. Он исходил из того, что центр должен находиться на высоком холме, напротив острова Монастыря (современная Соборная площадь). Лишь в ХІХв. архитекторы нашли в себе силы отказаться от этой заманчивой, но не выполнимой задачи.
Однако в дальнейшем юбилей праздновали в соответствии с этой датой. Первый из них связан со 100-летием Екатеринослава в 1887 году. К этой дате город действительно преобразился. Для посещений были открыты оба городских парка. Официальным лицам Империи были разосланы приглашения. А на Богомольском ( Монастырском) острове были даже установлены ракеты праздничного фейерверка.
Следующий юбилей, связанный с 150-летием города приходился уже на советское время, 1937 год. На заседании 1 марта 1936г. среди прочих вопросов рассматривался и вопрос «об исполнении в 1937 году 150-летия создания Екатеринослава». Однако решили «широких праздников юбилея не проводить, а связать его с празднованием Октябрьской революции. Поэтому предлагалось приступить в 1937 г. к строительству памятника и «изданию историко-литературного сборника к 150-летию г. Днепропетровска». Но времена изменились, накатила волна репрессий и первый советский юбилей города проходил в условиях далеких от радостных. 200-летия Днепропетровск встретил уже с новой датой 1976 году. Так он и празднуется поныне.
Александр Матвиенко