Диорама «Битва за Днепр» – история создания

10:00  |  10.01.2022
Диорама, Днепр

Днепровская диорама является одной из крупнейших в мире. Да-да, это чистая правда. На территории Украины это и вовсе крупнейшее подобное сооружение. О том, как ее создавали, какими были планы авторов и как выглядел музей изначально – речь и пойдет сегодня. В первозданном виде диораму увидеть уже не получится, ее реконструировали.

Расположение музея

Над будущим расположением музея думали недолго. Местом была выбрана площадь Октябрьская (ныне она носит название Соборной). Тогда на этой площади решено было создать полноценный музейно-исторический комплекс. В Преображенском соборе уютно себя чувствовал музей истории религии и атеизма. Тут же располагался и музей истории комсомола, а также памятник Александру Матросову (музей носил имя). На площади были еще и художественный музей, а также исторический музей имени Яворницкого. Кроме всего прочего, здесь же обустроили и мемориальное кладбище с захоронениями воинов Второй мировой войны.

Здание диорамы, которое проектировал коллектив во главе с архитектором Зуевым, должен был занять тут господствующее положение. Параллельно здание с диорамой требовалось «вписать» в уже существующий облик площади.

Читайте также: 10 лучших музеев Днепра

Детали оформления

Фасад диорамы был выполнен в простых, но монументальных формах. Это символизировало значимость события, которому посвящена диорама. Гладкие поверхности стен сделали из светло-розового песчаника. Цоколь же был сделан из красного полированного гранита, который как бы поясом проходил по периметру здания.

Рядом с музеем оборудовали своеобразную площадку-подиум. На ней расположили технику времен войны. Восприятие и настрой старались усилить при помощи колонок, через которые транслировалась музыка патриотического характера. Этот прием позволял производить подготовку посетителей еще до входа в сам музей.

Планировка здания

Главный вход в диораму обрамлен массивным порталом из черного полированного лабрадорита. Это создавало резкий эффект контрастности со светлой стеной. Вся архитектурная организация здания музея была подчинена главному элементу, а именно центральному залу с картиной. Прежде чем попасть туда, посетитель проходил через ряд более мелких помещений, имеющих вспомогательный характер. К слову сказать, все переходы были смонтированы так, чтобы посетители переходили из зала в зал под прямым углом. Важное значение в интерьере занимали произведения монументального искусства.

Схема размещения оружия и боевой техники

Читайте также: Владимир Зуев – человек, строивший Днепр

Что видели посетители

Итак, мы заходим в вестибюль. Сразу же видим бронзовый барельеф, тема которого звучала так: «Победа в Великой Отечественной войне».

Вид барельефа

Далее, выйдя из вестибюля по воронкообразному коридору посетители проходили дальше. Они могли увидеть скульптурный барельеф с изображением «Воин-освободитель пьет воду из родного Днепра». Барельеф чем-то напоминал одноименный плакат.

После осмотра барельефа можно было пройти в первый зал. В нем размещались тематические картины, а также пластины с выбитыми на них именами солдат, которые получили звание Героя Советского Союза за бои при форсировании Днепра в районе Войсковое-Вовниги.

Далее поднимаемся по открытой лестнице на второй этаж. Там тоже размещались тематические изображения, стенды и карты, рассказывающие о военных событиях. В частности, тут же перечислены подразделения, участвовавшие в боях за освобождение Днепропетровска от немецких оккупантов.

Прослушав рассказ экскурсовода, зрителей собирали перед входом в зал диорамы. Далее неизменно следовал своеобразный сюрприз: при нажатии экскурсоводом кнопки шторы бесшумно раздвигались, и взгляду зрителей открывался реальный объем зала, образованный картиной.

Изображение

Саму картину создавали профильные специалисты. В советские годы существовала Студия военных художников им. Грекова (она действует и сейчас, только в России). Ее сотрудники специализировались на создании масштабных культурных проектов на батальную тематику. Днепровскую диораму создали Николай Яковлевич Бут и Николай Васильевич Овечкин. Длина полотна составляет 60 метров, а высота – 14 метров. Картина дополнена объемными макетами различного вооружения, лодок и других деталей. Собственно изображение показывает форсирование Днепра советскими войсками в районе Войсковое-Вовниги.

Фрагмент диорамы

Осмотр картины сопровождался рассказом экскурсовода о изображенных на картине событиях. После него воспроизводился голос диктора Левитана с сообщением Совинформбюро об освобождении города Днепропетровска.

Изображение должно было передать всю тяжесть боев и величие победы

Как завершение экскурсионной программы, зрителей направляли в кинолекторий. Он был рассчитан на 200 мест. В этом помещении можно было увидеть кинохронику военных лет. Если оценить реализацию проекта, стоящие тогда перед строителями и проектировщиками задачи были выполнены на все 100. В 1976 году создатели диорамы были удостоены первой премии на республиканском конкурсе на лучшие жилые и гражданские здания.

Читайте также: Днепр и космонавтика: 7 интересных объектов, связанные с космосом

Сегодня диорама прошла реставрацию, равно как и внутренние помещения. Тут уже мало что напоминает о том, что здесь было в советские годы. Советская символика была частично убрана, поскольку сегодня массированная пропаганда в духе коммунизма уже не нужна. Но события войны и героизм простых людей были актуальны что 50 лет назад, что сейчас. Этому и посвящен сегодняшний вариант диорамы.

Если вы нашли опечатку на сайте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Оставьте комментарий

*

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: