Это сооружение по праву считается одним из шедевров архитектуры современного Днепра. Он за свою более чем столетнюю жизнь сменил немало хозяев. Назначение дома тоже неоднократно менялось. Мы расскажем обо всех метаморфозах, происходивших со зданием за все годы его существования.
Разумеется, этот дом был здесь далеко не всегда. Поначалу тут был домик часового мастера, а позже были торговые ряды одного из местных купцов по фамилии Белявский. После его смерти в 1870 году торговые ряды достались в качестве наследства его дочери. Людмила Белявская вышла замуж за другого купца, Хренникова. У них родился сын Владимир, который впоследствии и унаследовал все имущество.
В конце первого десятилетия XX века у Владимира Хренникова появляется идея трансформации пространства, отведенного под торговые ряды. В тот период крайне выгодным видом вложения средств было строительство доходных домов. Именно такой дом и решил построить Хренников. Помещения в нем можно было сдавать в аренду тем, кто захотел бы их использовать в коммерческих целях.
Читайте также: Днепр архитектора Скоробогатова: человек, строивший город в начале XX века
Что любопытно, автором проекта дома был сам Владимир Хренников. Но он привлек к работе и двух профессиональных архитекторов, поскольку не имел всего необходимого опыта и знаний. Кроме того, к работе над стилистикой привлекался и известный исследователь Дмитрий Яворницкий. Он должен был придать зданию местный колорит, а заодно Яворницкий помог согласовать строительство с городскими властями. Был у стройки и еще один помощник: Николай Михновский. Один из идеологов украинской идеи был еще и хорошим юристом, и помог Хренникову решить все вопросы с владельцами лавок на территории, где предполагалось строить дом.
Это, скажем прямо, вполне удалось. Тут многое напоминало о временах казацкой славы: окна, витражи на народную тематику, а также характерная форма башенок. Они чем-то напоминали форму куполов на старинных церквях казацкой эпохи.
Казацкая стилистика наблюдалась и во внутренних интерьерах, даже мебель была подобрана в рамках единого стиля. Можно сказать, что дом Хренникова получился своеобразной тематической зоной, посвященной Украине и временам Запорожской Сечи. Дом был открыт осенью 1913 года.
На первом и втором этажах размещались несколько магазинов. Среди них был оружейный, винный и прочие. Остальные помещения имели самое разное предназначение: как аренда под конторы/офисы, так и театральный зал. Действительно, в этом доме был специальный зал, в котором разместился кинотеатр под названием «Паласс».
В годы Первой мировой верхние этажи сначала предполагали отдать под военный госпиталь, но этого так и не произошло. Причиной стало то, что по своему характеру и планировке здание для этой цели не подходило. Зато наверху со временем устроилось коммерческое училище.
В 1918 году Хренников счел за лучшее уехать из города, и дом остался бесхозным. Разумеется, вскоре недвижимость национализировали и стали размещать в нем различные советские учреждения и организации.
Театральный зал тоже был востребован. Тут работали кинотеатр «Жовтень» и Театр юного зрителя. С 1922 по 1936 год тут же был и художественный музей. Здесь часто проходили разнообразные агитационные мероприятия.
В годы войны, что интересно, кинотеатр продолжал свою работу. Немцы лишь подкорректировали его программу. На других этажах разместились другие организации. В частности, тут работало архитектурно-планировочное управление. Его задачей было восстановление городских коммуникаций, а также планов города.
После своего отступления немцы подорвали здание, и от него практически ничего не осталось. Архитектору Владимиру Зуеву пришлось практически по крупицам и сохранившимся фотографиям восстанавливать его.
После восстановления здание отличалось от своего «оригинала». Прежде всего это касается верхней части здания. Исчезла центральная башня, а также навершия в виде церковных куполов. Вместо них появилась кровля в виде шатра с несколькими вершинами. Также главный фасад лишился балконов.
Читайте также: Владимир Зуев – человек, строивший Днепр
Все это объясняется двумя моментами. Во-первых, полноценных планов здания на момент реставрации не имелось. Кроме того, перед Зуевым стояла задача сократить сроки введения здания в строй.
Наибольшим переделкам здание подверглось изнутри. Оно изначально предполагалось под гостиницу с названием «Украина». Поэтому театральный зал был расширен и надстроен. На первых двух этажах разместился ресторан, а остальные помещения заняли номера гостиницы со стандартной коридорной планировкой. Отель и сегодня располагается здесь, и считается довольно престижным и дорогим. Обычно здесь останавливаются только состоятельные гости Днепра.