Оперный театр в Днепре: благодаря кому он появился и каким был при открытии

10:00  |  11.01.2022
Опера, Днепр

Театр оперы и балета существовал в Днепре еще до Второй мировой, но из-за военных событий был полностью разрушен. После завершения боев в рамках общего восстановления города было принято решение построить новое здание. Оно должно было не просто заменить, а еще и превзойти предыдущее.

Задумка строительства

Прежний театр работал в Днепре еще с довоенных времен. Но существовал этот театр относительно недолго, перед самой оккупацией театральную труппу вывезли в эвакуацию, в Красноярск. Впоследствии оттуда она уже не возвращалась, и деятельность оперного театра в Днепропетровске была официально прекращена. Но мысли о создании нового театра оставались у руководства области. Благо, во главе СССР через некоторое время встал Брежнев, которому Днепр был отнюдь не чужим городом.

В Советском Союзе было принято создавать масштабные проекты к важным датам или годовщинам. Одной из таких важных дат было тридцатилетие со дня изгнания с земли Украины немецких войск. Проект театра разработали в Гипрограде, главным архитектором стал Б. П. Жежерин. Строительство осуществлял генеральный подрядчик – трест Днепровскпромстрой, в сотрудничестве с остальными предприятиями и организациями города.

Место выбрали на центральном проспекте (сейчас это проспект Яворницкого, а тогда он назывался в честь Карла Маркса). Здание театра должно было подчеркнуть масштаб будущих преобразований, которые ждали как проспект, так и весь город в целом. Кроме того, расположение театра было выбрано с таким расчетом, чтобы туда было удобно доехать из любой точки города.

Читайте также: Днепровский государственный цирк: версия 4.0

Местность вокруг театра

Внимание уделили и тому, как обустроить близлежащую местность. С правой стороны площади был организован цвето-музыкальный фонтан. Он регулировался в зависимости от того, как звучала музыка.

Правда, был и явно негативный момент. Зачем-то были вырублены все деревья. Это не только испортило весь внешний вид, но и создало для театра вид большой коробки, как бы вросшей в землю. Если бы вокруг оставили хотя бы несколько зеленых уголков, это явно улучшило бы восприятие, да и небольшие участки тени на площади точно не были бы лишними.

Вид на театр вскоре после открытия

Кроме того, строители в качестве озеленения решили использовать северные елки. Почему было выбрано именно такое решение – непонятно. Деревья слабо подходили сюда по ландшафту и природно-климатическим характеристикам. Впрочем, обычай высаживать елки и сосны возле различных зданий был в Союзе очень распространенным.

Техническое оснащение театра

Сцена оперного театра была оборудована довольно современным на тот момент оборудованием. Механизмы обеспечивали смену декораций и организацию цвето-звуковых эффектов. Также была налажена и связь между диспетчерской и другими объектами и узлами театра. Важное значение было уделено и тому, как обеспечить противопожарную безопасность. В числе прочего оборудования смонтировали противопожарный занавес.

Вид главного фойе

Для комфорта зрителей была создана система вентиляции и кондиционирования. Машинное отделение расположили не в самом театре, а в подземном помещении под площадью. Именно там находились:

  • холодильная станция;
  • установки для кондиционирования;
  • две системы отопления/охлаждения фойе (они сменяли режим работы в зависимости от времени года);
  • главный щит управления.

Помимо разнообразного электрооборудования (в том числе осветительного) театр оснастили и системой радиовещания. Был даже оборудован телевизионный полустационар, так что при желании можно было организовать и трансляцию телепередач отсюда.

Читайте также: Прощай «Салют»: история одного из кинотеатров-старожилов Днепра

Интерьеры

Главный вестибюль был сделан масштабно и красиво. Пол был выполнен из черных полированных плит из лабрадорита, а сами плиты были расчерчены полосами из белого мрамора. С черным полом в яркий контраст вступали белые колонны и стены, отделанные мрамором. Потолок выполнили из плит «акмигран». А в помещении гардероба преобладали терракотово-красные и золотистые тона. Красный цвет обеспечивался грузинским красным мрамором, стены облицовывались розовым ракушечником. Такая же гамма тонов соблюдалась и применительно к кулуарам и буфетам.

Вестибюль театра

Но давайте перейдем в зрительный зал. Он рассчитан на 1200 посадочных мест, 900 из которых были расположены в партере и амфитеатре. Остальные 300 зрителей должны были размещаться на балконе. Оформление зала должно было стать финальным аккордом в создании ансамбля театра.

Кулуары театра

Форма зала, и материалы, которые использовались в его оформлении были подчинены одной из главных задач – созданию максимального акустического эффекта. Но, разумеется, не забыли и о художественной стороне вопроса.

Читайте также: Топ-5 современных кинотеатров Днепра

Ведущую роль в художественном образе зрительного зала выполняет его необычная цветовая гамма: золотистое натуральное дерево и серо-зеленый мореный ясень в отделке стен зала, барьера балкона и части подвесного потолка (деки над оркестровой ямой) темно-серые кресла и серебристо-серый синтетический ковер на полу.

Вид на зрительный зал

Один из важных архитектурных элементов зрительного зала — центральный плафон потолка, выполненный из столярных плит и окрашенный в глубокий бархатисто-синий цвет. На фоне черно-синей плоскости потолка выделяется оригинальная люстра из тысячи лампочек. Она решена в виде пространственной структуры из латунных шестигранных элементов. Световые бра на стенах зала выполнены в том же стиле, что и люстра. В целом, интерьер зрительного зала получился красивым и своеобразным и, несмотря на торжественную строгость архитектурного решения, уютным и человечным.

Завершение работ и оценка проекта

Завершение работ было намечено на 1974 год. Рабочие трудились, все предприятия Днепропетровска тем или иным образом участвовали в работах в театре. Кто-то предоставлял транспорт, где-то изготавливались различные детали и прочие элементы оформления. Стройка курировалась на самом высоком уровне, как управленческом, так и партийном.

Вид на зал и балкон

Чтобы успеть сделать все вовремя, применялись самые передовые методы строительства. Широко приветствовались различные рационализаторские предложения, а рабочих обучали всем лучшим и новым методам. Оборудование также было максимально современным,

Это дало свой результат. 30 сентября 1974 года комиссия «принимала работу» у строителей. Оценка была единогласной – «отлично». Но настоящая оценка работы была дана чуть позже. 21 февраля 1975 года вышел указ президиума Верховного совета Украинской ССР. Согласно ему, архитектору Жежерину было присвоено звание заслуженного архитектора республики, а заместителю управляющего трестом Днепровскипромстрой Панкратову и бригадиру каменщиков Колодяжному – звания заслуженных строителей республики.

Если вы нашли опечатку на сайте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Оставьте комментарий

*

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: