В Днепре есть несколько домов, которые обрели немало смешных прозвищ. Среди них можно встретить определения «пьяный», «кривой», и даже «Китайская стена». Каждый из них приобрел особую форму в разное время, и на то были свои причины. Давайте совершим виртуальную экскурсию по городу и посмотрим на каждое из зданий.
Жилмассив Победа был одним из знаковых «обновлений» для города. Здесь многое было в новинку. Для архитекторов того времени создать что-либо необычное и красивое было делом совсем непростым. Ведь согласно принятым правилам строительства, здания должны были быть типовыми, ради удешевления и массовости строительства. Поэтому приходилось использовать доступные методы, материалы и компоненты.
Жилмассив должны были украсить несколько высотных и одно особо длинное здание. Его-то и прозвали «китайской стеной». Сходство с ней у дома наблюдается по двум причинам: большая протяженность (820 метров), а также выступающие сверху «зубцы». Правда, в них скрывались не лифтовые шахты, а двухуровневые квартиры. Это, пожалуй, и было главной особенностью данного дома, скрытой от посторонних.
Что же определило форму дома? Приходилось слышать самые разные оправдания: от того, что дом должен был защитить дворы позади себя от ветра до большей устойчивости такого здания при ядерном ударе. Все эти версии абсолютно несостоятельны. Форма дома была определена формой проспекта Героев. Он, в свою очередь, проходил по линии бывшего пролива. Поэтому дом и получился такой формы, никаких скрытых смыслов в нем искать не следует.
Читайте также: Победа: как появился новый жилмассив в Днепре
Если вы учились в ДНУ, то вы уже догадались, о чем речь. Для непосвященных же расскажем: речь идет о четырех корпусах ДНУ, каждый из которых имеет свой отдельный номер. По сути же все они объединены в одно здание и со стороны выглядят единым целым.
Автором этого проекта был архитектор Леонид Супонин. Он тоже стремился максимально разнообразить внешний вид тех зданий, которые ему приходилось создавать. Но имевшийся набор архитектурных приемов был очень серьезно ограничен. То, что можно было использовать в эпоху «развитого социализма», особой выразительностью не отличалось.
Супонин решил взять масштабностью, точностью и строгостью. Вытянутые в своеобразную единую дугу четыре корпуса образовали единый монолит. Предполагалось, что корпуса впоследствии объединят при помощи перехода с библиотекой и спорткомплексом. Но сделать этого не удалось по целому ряду причин: начиная от сложного рельефа и грунта и заканчивая трудностями финансирования.
А теперь вернемся на проспект Яворницкого, и подойдем к дому №88. Не все помнят, но долгое время у него был совсем другой номер – 100. Правда, и проспект тогда назывался в честь Карла Маркса.
Форма дома тоже необычная – он тянется вдоль проспекта почти на квартал. Построили его таким не просто так. Автор проекта – Лев Ветвицкий, был довольно известным в те времена (начало 1950-х годов) архитектором. Его работы в Днепре можно увидеть и сегодня, в частности это колоннада в парке Шевченко и корпус горного техникума.
Дом строился в период распространения т.н. «сталинского ампира». Это подразумевало наличие большого числа архитектурных украшений и элементов. Архитектор решил этот вопрос интересным способом. Стены дома облицовывались уже готовыми элементами, что по тем временам было в новинку. В самом оформлении использовали некоторые моменты, присущие стилю украинского барокко. В Днепре таких зданий строили немного, они в основном встречались в Киеве.
Что любопытно, построили здание всего за 120 дней. Добиться такого результата удалось одновременным ходом работ по обустройству фасадов и интерьеров. То есть пока одна бригада трудилась над верхними этажами, внизу уже работали маляры, штукатуры и другие рабочие, наводя «красоту» во внутренних помещениях. Дом сдали в эксплуатацию в декабре 1951.
Читайте также: Как в Днепре строили дома за 30 дней
По тем временам он был необычным не только снаружи, но и внутри. Был предусмотрен мусоропровод, горячее водоснабжение и отдельные ванные. Разумеется, была и канализация. Зачастую тогда было что-то одно из удобств, а наличие всего и сразу считалось особой роскошью и редкостью.